Современные внутренние войска МВД России представляют собой полноценные специальные воинские формирования, вооруженные огнестрельным оружием и оснащенные универсальной боевой спецтехникой. Эти подразделения являются одним из важных звеньев в обеспечении безопасности государства и мирного гражданского населения. Штатно-организационная структура и комплектация внутренних войск в полной мере отвечают современным требованиям и духу времени. Мобильные подразделения войск готовы к выполнению любых поставленных задач с применением средств силового задержания, где этого требует обстановка. Датой формирования регулярных действующих подразделений ВВ МВД принято считать 27 марта 1811 года. Именно в этот знаменательный день отдельным указом самодержца Всероссийского Александра I Павловича в Москве, Петербурге и российских губерниях были в срочном порядке организованы армейские спецбатальоны, входившие в состав новой утвержденной структуры в России — государственной службы внутренней стражи. Солдатам, поступившим на службу в новый род войск, предписывалось бороться с грабителями и разбойниками, проводить спецоперации по задержанию опасных беглых преступников, а также обеспечивать правопорядок во время народных гуляний.
«Полиция — есть душа гражданства и добрых порядков». Так гласил самый первый устав главного городского управления, который был подписан государем Петром I в начале 1721 года. Надо отметить, что созданию регулярно действующей полиции в России предшествовали целые столетия русской государственности. Самые разные люди и внутренние уполномоченные органы государственного аппарата выполняли функции охраны правопорядка и вели борьбу с массовой преступностью. Их история ведет отсчет еще с начала княжеских времен. По сути, они возникли одновременно с появлением русского государства. Самые первые упоминания о разбойных людях встречаются в летописях времен Киевской Руси. Тогда не было такого понятия, как преступление. Чаще всего в обиходе использовали слова «обида» или же «обиженный человек», которые и подразумевали противоправные действия в отношении конкретного человека.
Долгое время в России не было полиции в современном понимании этого слова. Однако были специальные люди, на которых государством возлагались обязанности по восстановлению справедливости и прав «обиженных людей», согласно действующему тогда негласному кодексу морали. При этом в большинстве случаев возможность обнаружения и оперативного задержания правонарушителя возлагалась на самого потерпевшего, который должен был посреди торговых рядов или на городской площади громко заявить об «обиде», то есть имущественном ущербе. Такое заявление являлось основанием, чтобы к решению данного вопроса подключились уполномоченные лица. Эти люди не числились на полицейских должностях — мероприятия по сыскной и следовательской деятельности являлись факультативным дополнением к их основной работе. Такой человек мог быть охотником или егерем. Он должен был хорошо знать природу, местность и обычаи людей, а также иметь определенный жизненный опыт и талант к поиску преступника. Со временем потребность в создании самостоятельных государственных силовых структур становилась все более выраженной.
Содержание Статьи
Предпосылки для создания полиции в России
Шли годы, менялись эпохи, чины и звания, но лишь одно оставалось неизменным уже достаточно продолжительное время — охрана правопорядка. Это была главная цель русского государства. В 1504 году при правлении великого князя и государя всея Руси Ивана III Васильевича Москва была поделена на отдельные районы, между которыми были построены ворота с решетками. Тогда на городских улицах в ночное время стали устанавливать так называемые рогатки. Это были легкие оборонительные заграждения, скрепленные между собой деревянными брусками и оснащенные кольями. Такие защитные сооружения можно считать прародителями противотанковых ежей. Использовались эти «рамки», чтобы преграждать дорогу чужакам и незнакомцам. Рядом с ними постоянно дежурили заставы, сформированные из числа солдат или людей низших дворянских сословий. Местным жителям категорически запрещалось в темное время суток перемещаться по городу без особой надобности.
Сторожевым патрулям разрешалось задерживать ночных ходоков и заключать их под стражу до выяснения обстоятельств. Это делалось для безопасности самих горожан от преступников, которые не против были прибрать к своим рукам чужое добро. Начиная примерно с конца 14-го столетия, «обидчиков» клеймили позором. Первые упоминания о применении подобного наказания встречаются в Двинской уставной грамоте, которая была подписана князем Василием I Дмитриевичем. Там было написано, что преступника, позарившегося на чужое имущество или отличившегося иными действиями, причинившим вред, нужно было «пятнать», то есть клеймить. Но больше про клеймение нигде не упоминалось. И только почти 300 лет спустя царь Михаил Федорович приказал в обязательном порядке клеймить воров и фальшивомонетчиков, дабы они были «узнаваемы» в народе. Таким вот образом происходила борьба государства с грабежами и преступностью на Руси.
Формирование правоохранительных органов
Первые «зачатки» современной полиции начали появляться при царе всея Руси Иоанне Грозном. Несмотря на его противоречивую личность, необузданный характер и вспыльчивый нрав, он внес огромный вклад в развитие и формирование правового государства. В годы правления Ивана IV Васильевича был принят судебник — русский сборник законов, который стал своеобразным уголовным кодексом. Он регламентировал ключевые нормы и правила поведения в обществе. До принятия судебника запутанные дела могли разрешаться посредством поединков спорящих сторон, которые происходили на так называемом «Поле». Путем физической силы русские люди решали, кто из них прав, а кто виноват. Если одна из сторон в спорной ситуации была не способна провести поединок (например, в связи с болезнью, старостью или иным причинам), то в этом случае допускалось использовать на «Поле» замену — наемника, который за победу в схватке получал от «работодателя» материальное вознаграждение. Однако нужно отметить, что такой способ правового регулирования был неэффективным, поэтому было решено составить свод правил, согласно которому разные спорные ситуации могли решаться исключительно правовым методом.
При царе Иване IV в Московском государстве появилась должность губного старосты, который расследовал дела о воровстве и убийстве. Такие старосты избирались исключительно из числа грамотных дворян и боярских детей. Причем в этих выборах принимало участие все население уезда. В первой половине 16-го столетия в России появляются новые виды правоохранительных органов. В исторических источниках информация о них датируется 1539 годом. Во время правительства княгини Елены Васильевны Глинской стали выдаваться специальные грамоты для освобождения отдельных территорий России от суда наместников и волостей. Зачем это необходимо было в то время, понять не сложно. После образования в конце 15 столетия русского централизованного государства в России власть на местах была передана княжеским наместникам, которые судили людей в этих волостях. Судебные дела, которые они проводили, по большому счету, были несправедливы и простое население волости от этого очень сильно страдало.
С целью снижения уровня всенародного недовольства для отдельных территорий России были предусмотрены «иммунитеты» от суда наместников, которые стали называть губными грамотами. Впервые такой документ появился в 1539 году, а всего известно 9 грамот — последняя была выпущена в 1555 году. В середине 16-го столетия была проведена так называемая губная реформа царя Ивана IV Васильевича. В результате нового указа наместнические суды были упразднены, а на замену им пришли губные избы со старостами, которые избирались жителями уезда. Губная изба стала первым профессиональным правоохранительным органом сохранения прав всех граждан, независимо от их сословия, и обеспечения внутреннего порядка в русском государстве.
Развитие правовых отношений в XVI—XVII вв.
Одним из наиболее эффективных органов управления, обеспечивающих правопорядок в России, стал Разбойный приказ. Историки полагают, что изначально эта государственная структура представляла собой специальную приемную комиссию — она была создана с целью временного противодействия разбойным делам, которые начали усиливаться в период XVI—XVII веков. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Разбои и грабежи среди мирного населения не прекращались, поэтому комиссия была вынуждена продолжить свою «профилактическую» деятельность. Первые упоминания о ней датируются 1539 годом. При этом сам разбойный приказ просуществовал до первой половины 18-го столетия. Государственный орган исполнительной власти заведовал не только разбойными делами, но также брал под свой контроль убийства, грабежи и иные противоправные деяния. В подчинении Разбойного приказа находились также губные старосты. Сфера влияния приказов распространялась на всю территорию России, кроме Москвы и Сибири.
Еще одним важным шагом на пути формирования царской российской полиции стало появление особого Наказа о городском благочинии, который утвердил государь Алексей Михайлович Романов весной 1649 года. Согласно этому историческому документу, в русском государстве была сформирована специальная команда солдат, в прямые обязанности которой входило не только контролировать общественный порядок в городе, но и наблюдать за пожарной безопасностью в российской столице.
«Зарождение» полиции в Российской Империи
Одним из ключевых этапов в истории развития силовой структуры МВД считается приход к власти в России царя-реформатора Петра I, который и ввел в обиход слово «Полиция». Этот термин происходит от древнегреческого слова «Полития», что в переводе дословно означает городское государственное устройство. По сути, это одна из немногих сохранившихся до наших дней форм общественного управления государством. Изначально этот термин был заимствован у римлян, а затем окончательно утвердился в юридическом лексиконе многих европейских государств. И только из немецкого языка Петр I перенес «Полицию» в Русь. И главную роль в формировании российских правоохранительных органов на данном этапе сыграл Антон Мануилович Девиер.
В некоторых исторических источниках можно встретить информацию, что высшее звание генерал-полицмейстера, которое носил Девиер, соответствовало пятому классу табели о рангах. Однако в действительности это не совсем верно. Дело в том, что Антон Мануилович был назначен на эту должность в июне 1718 года, тогда как Табель о рангах была принята только в 1722 году, то есть четыре года спустя. Но что вообще представляет собой Табель о рангах? Это один из важнейших государственных законов, принятых Петром I в 1722 году, в котором были прописаны все чины в российском государстве: придворные, военные и гражданские. Они разделены на 14 классов. Но давайте все-таки вернемся к личности Девиера. Вполне очевидно, что никакой Табели о рангах непосредственно на момент назначения его генерал-полицмейстером в Российской Империи не было и никакому пятому классу Антон Мануилович соответствовать не мог. Однако совсем уж «беззванным» он не оставался. В то время Девиер находился на посту личного генерал-адъютанта самого императора — это звание было гораздо выше по статусу. Давайте подробнее остановимся на личности этого человека.
Первый руководитель имперской полиции
Антон Мануилович — человек загадочный и необычный, с удивительной судьбой. Даже дата его рождения окутана ореолом таинственности. До сих пор историки не могут точно назвать место и время появления на свет будущего генерал-полицмейстера Российской Империи. По одним из данных, Антон Мануилович был рожден в 1673 или 1674 году в западных районах Португалии, по другим источникам информации — он появился на свет в 1682 г. на территории современной Голландии. Так или иначе, но практически сразу после смерти своего отца молодой и энергичный Девиер поступил служить юнгой на один из кораблей голландской флотилии, где его и встретил царь Петр I, после чего перевез в Россию.
Именно благодаря стараниям этого мудрого человека, находившегося в должности генерал-полицмейстера, в 1721 году на многих улицах города Санкт-Петербурга были установлены первые фонари ночного освещения и широкие деревянные скамейки для отдыха граждан. Может быть сегодня это покажется очень странным, но в то время российская полиция, помимо своих прямых обязанностей по обеспечению правопорядка в столице, выполняла еще целый ряд разных хозяйственных задач: мощение дорог, пожарная безопасность, уборка грязи и мусора на центральных площадях города. Также солдаты полиции часто задействовались для совместного проведения с жителями Петербурга и других городов мероприятий по осушению болотистых местностей.
В начале лета 1718 года генерал-адъютант Антон Мануилович Девиер, находившийся на службе у российского государя Петра I, направил в правительствующий сенат просьбу об утверждении и принятии отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность российской полиции. Официальные документы высшего органа государственной власти и законодательства были необходимы, чтобы объявить широким народным массам волю царя, согласно которой российские граждане и иностранные подданные обязаны были исполнять требования и наказы главного руководителя российской полиции — генерал-полицмейстера и его подопечных, то есть полицейских, несущих караульную службу. В своем послании к сенату Антон Мануилович также просил обеспечить действующие подразделения внутренних исполнительных органов страны потребным количеством людей.
Правительствующий сенат России отреагировал на это обращение достаточно оперативно — на следующий день члены царского правительства утвердили новый указ, чтобы в срочном порядке передать под начало генерал-адъютанта 30 человек офицерского состава, 160 рядовых солдат и 10 помощников-канцеляристов. Дополнительное количество солдат для формирования силовых подразделений и унтер-офицеров обязалась предоставить губернская канцелярия. Но так гладко было только на бумаге. В действительности численность городской государственной полиции была намного меньше, чем требовалось и обещал предоставить сенат. По состоянию на 1719 год общая численность полицмейстерской канцелярии в Петербурге составляла менее 100 человек рядовых солдат и высших офицерских чинов.
Как работала русская полиция при Петре I
Создание полиции во времена петровской эпохи было вызвано рядом причин. В первую очередь, предпосылками являлся широкий разгул преступности. Во времена правления Петра I в Липецком уезде Тамбовской губернии орудовал особо опасный вор и разбойник по кличке Сирот. Рядом со своим «логовом» он выстроил земляное укрепление на военный манер, одел банду в мундиры и окружил себя караулом с ружьями и шпагами. Очень долгое время этот разбойник держал в страхе всю округу. А вот под городом Воронеж разбойники захватили три пушки и отстреливались от солдат, которые были посланы ловить их, картечью. По этой причине, чтобы противостоять организованным бандитским формированиям, государство остро нуждалось в организованных внутренних войсках, в роли которых и оказалась полиция.
В помощь полицейским тогда определяли караульщиков, которые должны были ночью ходить по городу с трещотками. Громкий звук отпугивал преступников и заставлял их отказаться от совершения грабежа или иного противоправного действия. Позднее полицейским помогали даже уличные дворники, которым выдавались специальные свистки. При обнаружении преступника дворники свистели «что было мощи» — на этот сигнал прибегали полицейские. Помимо этого, ночные караульщики, несшие службу в столице, были уполномочены задерживать злодеев, попавшихся «на горячем». Дополнительно на каждой улице назначался ответственный староста, который должен был контролировать процесс обеспечения гражданского порядка в городе.
Служить в полиции было серьезной честью, поэтому возможность носить мундир выпадала далеко не каждому. Лейтмотивом петровских указов о правоохранительных органах был тот факт, что право облачиться в полицейский мундир выпадало только достойным кандидатам. Это означало, что быть причастным к государственной службе являлось весьма почетным занятием. Полицейский не просто выступал в роли стража порядка, а должен был быть моральным авторитетом и примером для других граждан. Узнать полицейских на улицах города было легко — они были одеты в васильковый кафтан с красными вставками, зеленый камзол и короткие василькового цвета штаны. Зимой поверх кафтана надевалась епанча (короткий или средней длины суконный плащ). Исторически сложилось, что все русские императоры, которые вносили изменения в деятельность полиции меняли, видоизменяли и форму одежды сотрудников.
Процесс создания прообраза полицейских сил МВД был сопряжен с изданием особых острожных указов, возникновением системы права, появлением должностных лиц, которые прямо отвечали за правопорядок на землях, а также формированием правил применения огнестрельного оружия солдатами караульной стражи. Прежде чем применить силу, караульному предстояло произвести большое количество предварительных действий. При задержании преступника он должен был сделать в темноту три окрика с расстановкой, а также обязательно продемонстрировать оружие, чтобы показать свою государеву принадлежность. И только, если после этого в отношении его проявлялась реальная угроза в виде нападения или задержанный позволял себе вольные слова по отношению к властным устоям, применение оружия было обоснованным.
Ключевые задачи Преображенского приказа
Говорить объективно о том, как относилось население к полиции того времени, довольно сложно. Простые горожане, купцы и крестьяне, если и имели мнение о деятельности этого ведомства, то не оставили об этом никаких письменных свидетельств. Поэтому, чтобы выяснить, как все было на самом деле, историки опираются на переписку творческой интеллигенции и различные мемуары. Параллельно с созданием внутренней полиции, которая занималась охраной общественного правопорядка по всей стране, в Российской Империи назревал политический кризис. При Петре I в качестве специального подразделения политической полиции, в обязанности которой входило проведение мероприятий, направленных на противодействие заговорам во дворце, в 1686 г. была сформирована отдельная структура внутренних сил, получившая название Преображенский приказ.
Через несколько лет в списке должностных обязанностей «новоиспеченного» органа появилась также охрана правопорядка в крупных городах. Весной 1698 года в Москву прибыло около 170 солдат, которые дезертировали из четырех стрелецких полков, принимавших участие в Азовских походах. Так началась история Стрелецкого бунта. Восставшие против режима царя стрельцы планировали возвести на императорский престол царевну Софью. Однако этим «кровожадным» планам не суждено было сбыться. После силового подавления бунта по стране прокатилась волна масштабных репрессий, а также был введен ужесточенный режим. Спустя некоторое время проведение расследований по особо важным судебным делам было передано Преображенскому приказу, который возглавил князь Федор Юрьевич Ромодановский. Он был первым человеком в России, который формально получил из рук государя чин генералиссимуса. Это лишний раз подтверждает тот факт, что борьба с преступностью играла в то время очень большую роль.
В Царском сыске, который функционировал в одно время с Преображенским приказом, в качестве одного из самых эффективных инструментов, используемых для предупреждения и раскрытия преступлений, повсеместно были распространены тайные доносы. «Слово и дело государево» — именно так в 17 веке называли письменные или устные доносы о государственных преступлениях. Особенно широкое распространение они получили во времена правления царя Петра I. С тех пор всякое оскорбление его величества и неодобрительные высказывания о действиях императора стали приравниваться к измене, караемой смертной казнью. Служащие Царского сыска принимали и обрабатывали доносы, а расследованием подобных дел занимался Преображенский приказ. Многие иностранцы, приезжавшие в Россию, искренне удивлялись распространению этого явления, тем не менее оно достаточно эффективно помогало выявлять преступные замыслы, а также современно предупреждать готовящиеся преступления и быстро раскрывать дела уже свершившиеся.
Информацию о бытовых преступлениях и политических заговорах получали разными способами. Донос — основной из них. И если вначале он был исключительно тайными, то со временем его узаконили. Согласно новому царскому указу, все подданные государя в обязательном порядке должны были доносить царю или дежурному караульному, который нес службу при государевом дворе, об особенно важных правонарушениях или готовящихся против царя заговорах. О том, что доносам отводилась важная роль, говорит тот факт, что людей всячески к этому стимулировали — например, отдавали часть имущества осужденного. Вместе с Преображенским приказом в стране создавались и другие внутренние структуры.
История развития внутренних подразделений
В 1718 году в России специально для расследования громкого дела о бегстве в Вену наследника императорского престола царевича Алексея была учреждена новая государственная служба полиции, получившая название Тайная канцелярия. В 1717 году после конфликта с отцом Алексей скрытно сбежал за границу. Он планировал дождаться там смерти Петра, который на тот момент очень тяжело болел, чтобы с помощью австрийской армии стать русским царем. Петр Алексеевич Толстой — российский дипломат и посол-резидент, который сыграл большую роль в возвращении наследника престола Российской империи в 1722 году. За этот особый «подвиг» он был удостоен высокого доверия его Императорского величества. После окончания следствия над царевичем Алексеем, российский дипломат Петр Алексеевич указом императора был назначен на должность руководителя Тайной канцелярии. В Москве, которая тогда считалась второй столицей Российской империи, это ведомство появилась в 1722 году. На него возлагали особые задачи, выполнение которых требовало отсутствия народной «шумихи».
Практически одновременно с созданием Тайной канцелярии произошли некоторые изменения и в органах МВД. Во главе московской полиции ставится обер-полицмейстер Греков Максим Тимофеевич. Начиная с 1692 года, он находился в военном ведомстве, участвовал в Полтавской битве, а также воевал под Нарвой. В 1704 году после взятия Нарвы полковник Максим Греков и был назначен московским обер-полицмейстером. На этой должности он находился 6 лет. В 1730 году в полиции снова появляется Сыскной приказ, ранее бывший расформированный. Новое время поставило перед органами правопорядка новые цели: улучшение организации борьбы с разбоями, грабежами и другими преступлениями. В ведение Сыскного приказа были переданы российские тюрьмы, а также он занимался следствием и различными судебными делами.
До конца 1733 года подразделения русской регулярной полиции, а также другие «приказные конторы» существовали исключительно в столичных градах — Петербурге и Москве. Однако позднее отдельные полицейские подразделения появились также еще в 23-х населенных пунктах Российской империи. На должность городского полицмейстера (главного руководителя региональных подразделений), в зависимости от государственной значимости города, обычно назначался офицер в капитанском звании или поручик. В его подчинении находились унтер-офицер, капрал, десяток солдат и около 20 канцелярских служителей. В числе наиболее важных направлений в работе внутренних органов правопорядка в первой половине 18 столетия стоит отметить проведение специальных мероприятий, направленных на регулирование передвижения и проживания в российских городах коренного населения и приезжих иностранцев.
Если говорить о том, что происходило с политическим сыском в Российской Империи в середине 18-го столетия, то нельзя не отметить что, все действующие подразделения Тайной канцелярии и Преображенского приказа решением «свыше» были полностью расформированы и ликвидированы. Их управленческие функции были в равной мере распределены между другими органами — правительствующим Сенатом и Тайным советом. Однако с приходом к власти в стране императрицы Анны Иоанновны была учреждена Особая канцелярия, которой и поручили расследовать политические дела. Начальником нового органа был назначен генерал Андрей Иванович Ушаков — человек, который всего добивался сам. Канцелярия просуществовала до 1762 года, а затем эта структура была окончательно упразднена Императором Петром III. На смену старому ведомству пришел совершенно новый внутренний орган полиции — Тайная Экспедиция.
Создание Министерства внутренних Дел
19 столетие стало для Российской Империи «бурным» временем новых военных реформ, а также преобразований во внутренних структурах. Новые веяния не обошли стороной и органы полиции — в самом начале XIX века было создано Министерство внутренних дел. Однако этому событию предшествовали не совсем корректные действия русского императора. Александр I начал свое правление неординарным способом — он даровал прощение людям, которые были обвинены в различных политических преступлениях. Обвиняемые, находившиеся под следствием, больше не вызывались на допрос, а заключенные были освобождены. И даже Тайная экспедиция, которая была учреждена еще при Екатерине Великой, была полностью упразднена, а ключевые задачи по расследованию преступлений и ведению особых дел с политическим уклоном были переложены на плечи правительствующего Сената, а также местные суды по уголовным преступлениям и подразделения регулярной полиции. Но это были только первые, экспериментальные шаги на пути к последующим великим реформам и кардинальным переменам в российских силовых структурах.
В сентябре 1802 года царь Александр I утвердил специальный манифест, на основании которого в России появились новые внутренние госструктуры, входившие в состав центрального управления — министерства. Они пришли на смену коллегиям, созданным еще во время правления Петра I. Особое место в обновленной структуре исполнительной власти России отводилось Министерству внутренних дел. При этом данное ведомство по принципу своей организации и деятельности очень сильно отличалось от современного МВД. Первым министром новой структуры назначили широко известного государственного деятеля Виктора Павловича Кочубея.
Нужно отметить, что это был человек, который всегда стремился сделать максимум пользы для процветания России. Свою карьеру он начал в качестве дипломата. По долгу службы ему достаточно часто приходилось работать в Швейцарии, Лондоне и Константинополе. Историки отмечают, что Виктор Павлович являлся одним из самых близких соратников Александра I и входил в число представителей тайного «Негласного совета». Данный неофициальный орган призван был помогать государю в проведении реформ в стране. Члены этого совета изучали положение дел в России, и после тщательного анализа предлагали преобразования, которые теоретически должны были привести к положительным изменениям в стране.
Роль МВД в правоохранительной системе
МВД впервые в истории России объединило полицию всей империи в единый целый «организм». Если прежде органы правопорядка были разрознены и подчинялись кто кому, то после образования Министерства была выстроена четкая вертикаль иерархии. В подчинении МВД находились губернаторы, которые лично контролировали работу сотрудников полиции на местах. Тогда как правоохранительные органы продолжали активно заниматься обеспечением порядка среди мирного населения в городах (столицах и провинциях) и оказывали силовое противодействие любой преступной деятельности внутри государства.
Франция оказала огромное влияние на Россию того времени. Знаний языка Бомарше и Руссо в начале XIX века была непременным требованием для представителей великосветского общества. Тогда в России существовало немало ценителей французской художественной литературы и искусства. Влияние этой мощной Европейской державы распространилась также и на политическую сферу Российской Империи. В 1810-11 гг. в стране была предпринята попытка создать чисто полицейское ведомство по образу наполеоновской Франции. Таким образом в России появилось первое Министерство полиции, которое состояло из отдельных внутриведомственных структур: хозяйственной, исполнительной и медицинской. Помимо этого, на «балансе» Министерства полиции числилась и Особенная канцелярия.
Просуществовало экспериментальное Министерство полиции недолго — менее 10 лет, но за это время оно значительно усилило работу правоохранительных органов на местах. В те годы правительство старалось сделать все необходимое, чтобы население страны жило спокойно. Для этих целей создавались различные организации. Многие из этих ведомств копировались «по образу и подобию» европейских ведомств. Однако были и уникальные в своем роде подразделения. Взять, к примеру корпус внутренней стражи. Это настоящая находка российских законотворцев — никогда ни в одной другом государстве мира не было ничего подобного. В задачи этого корпуса входило усиления контроля за порядком внутри страны. По сути, это была часть русской армии, которая выполняла распоряжение министра полиции, а затем руководителя МВД. В каждой губернии находился отдельное подразделение корпуса. Об уездах их тоже не забывали — в крупных городах находился специальный отряд воинского корпуса.
Для профессиональной подготовки блюстителей правопорядка руководство МВД России открыло специализированные курсы. Хотя для того времени для многих людей это было диковинкой, сами организаторы ничего удивительного в этом не наблюдали. Каждый полицейский должен был соответствовать особым критериям «качества». Помимо того, что солдат выбирали по физической форме, немаловажное значение представлял также уровень интеллектуальной подготовки. К образованию полицейских практически всегда относились с большим вниманием. Еще в эпоху правления императора Николая I была введена обязательная аттестация для всех, кто собирался посвятить жизнь служению Родине и сделать карьеру в правоохранительных органах. Позднее полицейских стали не только экзаменовать, но и обучать премудростям будущей сыскной и следовательской работы. Общая и специальная подготовка проводилась в крупных российских городах. На протяжении двух-трех недель новобранцы изучали теоретическую информацию, которая требовалось для эффективной и качественной работы.
Интересные факты из жизни внутренних войск
За время своего существования подразделения МВД в качестве отдельного рода русских войск 15 раз менял свое название. Военные были и конвойной стражей, и местными войсками. А уже после революции они обозначались аббревиатурой ВОХР — это были регулярные войска, созданные с целью обеспечения внутренней охраны «новоиспеченной» Советской республики. Изменялись не только названия регулярных подразделений ВВ, но также их внешний вид и отличительные знаки. К примеру, представители руководящего состава внутренних органов и войск русской армии старого образца были одеты в короткие кожаные куртки и специальные шапки с красной звездой «во лбу». Позже появился новый отличительный знак — звезда в обрамлении венка. Этот знак крепился на верхнюю форму одежды или гимнастерку.
В годы Великой Отечественной внутренние войска охраняли промышленные заводы, железные дороги и другие стратегически важные объекты. Помимо этого, бойцы частей и соединений ВВ принимали активное участие в военных баталиях, которые происходили под Москвой, на курской дуге, в Ленинграде, а также на участке фронта «Киев-Одесса». По этой причине расчет Дивизии им. Дзержинского ежегодно участвует в военном параде Победы на Красной площади Москвы. Знаком отличия военнослужащих ВВ и сотрудников спецназа МВД России является легендарный Краповый берет. Чтобы получить право носить этот головной убор, солдаты сдают комплексный экзамен «на прочность»: 15-километровый кросс, полосу препятствий, стрельбу и рукопашный бой. Испытание выдерживает лишь каждый десятый кандидат. У «краповиков» даже существует специальный обряд посвящения в «Военное братство». Собственно, и сам головной убор они носят на свой манер: не в правую, а в левую сторону, как бы намекая всем на свою избранность. Впрочем, преодолевать полосу препятствий должен каждый боец внутренних войск, равно как и штурмовать здание с земли при помощи специальной лестницы или с неба — через окно.
Часть основных функций подразделений ВВ МВД долгое время выполняли жандармы. 28 апреля 1827 г. даже сформировали отдельный спецкорпус, который находился в прямом подчинении у руководства действующего тогда российского военного ведомства. В этом подразделении армии проходили службу порядка 4000 человек, а командир этого корпуса по статусу приравнивался к командующему сухопутными войсками русской армии. Но примечательно другое — жандармы имели право на полную свободу действий, поскольку были независимы от органов управления на местах. К кандидатам на службу предъявлялись достаточно жесткие требования: высокий уровень физической подготовки, идеальное состояние здоровья и отсутствие судимостей. Помимо этого, к службе в Жандармерии привлекались исключительно люди русского происхождения. Историки и теоретики полагают, что именно Жандармский корпус стал прототипом будущих служб КГБ и ФСБ. После окончания Февральской революции действующие тогда штатные подразделения полиции ликвидировали, а жандармов передали в подчинение народной милиции. Дальше за порядком в стране вместе с полицейскими начали следить чекисты, а потом продовольственная армия и НКВД. Именно военнослужащие народного комиссариата в 1944 году провели по улицам Москвы 57000 немецких пленных.
Ключевые цели и задачи МВД Российской Федерации
Сегодня внутренние войска МВД РФ — это мощная развитая структура, которая насчитывает почти 200000 человек личного состава. Под управлением этого ведомства находятся 7 военных округов, 16 дивизии, 29 отдельных мобильных бригад, 104 отдельных полков, а также спецбатальоны оперативного назначения. В распоряжении МВД находятся собственные авиационные, морские, артиллерийские и инженерные части. В 21 веке задачи современных внутренних войск только расширились: военнослужащие охраняют общественный правопорядок, участвуют в борьбе с терроризмом, оберегают важные гособъекты и помогают пограничникам. Больше 20000 солдат обеспечивали безопасность на Олимпиаде в Сочи.
Действующие регулярные подразделения органов внутренних дел РФ, обеспечивающие защиту правопорядка в обществе и на гражданских объектах социальной инфраструктуры, представляют собой единую централизованную систему, которая находится в подчинении ведомства МВД. Юридической и правовой базой для организации силовых структур внутри страны и выполнения сотрудниками правоохранительных органов служебных обязанностей на территории современной России являются утвержденные положения конституции РФ, главный федеральный закон «О полиции», а также другие нормативно-законодательные акты, принятые российским правительством, и отдельные указы президента.
Первостепенными задачами МВД являются специальные мероприятия по изучению и разработке общепринятой стратегии развития и реализации государственной политики в области правовой деятельности российских внутриведомственных органов, дополнение и модернизация ключевых процессов нормативно-правового регулирования общественных явлений, а также обеспечение в границах собственных полномочий и компетенции круглосуточной защиты личных прав, свобод и иных законных интересов российских граждан. Помимо этого, действующие подразделения и службы МВД ведут активную деятельность, направленную на своевременное предотвращение и выявление готовящихся преступлений и террористических актов. Сотрудники полиции на местах расследуют и уголовные и административные правонарушения, а спецслужбы МВД проводят все необходимые действия для предупреждения политических переворотов внутри страны, а также масштабных разбойных «гуляний» по улицам городов.
Экипировка и вооружение спецподразделений ВВ МВД России
Российские бронежилеты, которые разрабатывают для специальных силовых подразделений ВВ МВД, делят на классы защиты. Всего их шесть. Бронежилеты первого класса — самые легкие и носятся под одеждой. Однако они способны защитить только от стандартной пистолетной пули Макарова. Бронежилеты второго класса позволяют избежать ранений от пистолета Токарева и ПСМ. Экипировка 3 и 4 класса без проблем справляется с пулями, выпущенными из автомата Калашникова, если стрельба ведется с большого расстояния. Усовершенствованные бронежилеты пятого класса не пропустят пули калибра 5,45 и 7,62 миллиметров с дистанции 5 и более метров. Шестой класс считается самым надежным — он способен сдержать выстрел американской винтовки М16 и российской винтовки Драгунова. По такой же схеме классифицируют шлемы. Если 30 лет назад на голове солдатам ВВ приходилось носить тяжелую стальную каску, то сегодня шлем представляет собой удобный и функциональный бронированной головной убор весом не более 1 кг, а сам бронежилет, в зависимости от класса, весит не более 7-8 кг. Облегченная экипировка позволяет более эффективно выполнять поставленные боевые задачи.
Однако в действительности на плечах бойцов спецназа и других штурмовых подразделений МВД находится до 30 килограммов экипировки и боеприпасов. Например, солдаты срочной службы, в зависимости от ситуации, дополнительно могут быть оснащены сумкой, в которой лежат магазины для автомата Калашникова, а также вес добавляют само оружие, ручные гранаты и штык-нож. Иногда даже подствольный гранатомет приходится таскать на себе. Но, как правило, уже после 4–5 месяцев срочной службы солдаты уже не обращают внимания на дополнительную нагрузку. Это становится для них привычной «обузой», без которой не получится провести спецоперацию по противодействию террористическим угрозам или задержанию вооруженных бандформирований. Помимо защитной экипировки, главным для бойцов подразделений ударных сил является стрелковое оружие. Сегодня на вооружении внутренних войск МВД находится несколько десятков образцов «огнестрела». Один пистолет-пулемет даже носит название отряда спецназначения «Витязь», конструкцию которого придумали сыновья знаменитых оружейников Калашникова и Драгунова.
Автомат Калашникова используется практически всеми силовыми структурами страны уже на протяжении нескольких последних десятилетий. Любят это оружие также во внутренних войсках — за простоту и безотказность. Конструктору автомата Михаила Калашникова принадлежит крылатая фраза: «Я первый пожму руку тому, кто сделает автомат лучше». За более чем 60 лет эксплуатации этого вида оружия лучше так никто и не сделал. Особого внимания заслуживает и бронетехника внутренних войск. На вооружении сегодня находится БТР-80 — эта машина введена в эксплуатацию еще со времен Афганской войны. Отличается повышенной надежностью и многофункциональностью. Она не только проедет по любой местности, но и поплывет, если нужно. Есть в военных частях и свежая бронетехника — например, новый вариант «Тигр-М». Это доработанная модель популярного бронированного автомобиля, которая имеет более мощный капот и бронированный двигатель АМЗ объемом 4, 5 литра и мощностью 220 лошадиных сил. Также предусмотрены такие полезные функции, как полный привод, блокировка всех колес и дифференциал. Броня «Тигр-М» выдерживает прямое попадание бронебойных патронов, выпущенных из автомата или пулемета. 7-тонный внедорожник с легкостью проедет по 1,5-метровым снежным сугробам. Автоматический насос меняет давление в колесах, в зависимости от дороги: на асфальте подкачивает, а на песке спускает. Более того, машина останется на ходу даже если потеряет одно из четырех колес. Если загорится двигатель под капотом, сработают 2 автоматических огнетушителя.
Как стать полицейским: практическая инструкция
К открытому прямому набору на поступление в ВУЗы МВД допускаются юноши и девушки родом из любого региона страны, имеющие государственный диплом о среднем образовании, и по своим физическим, волевым и морально-психологическим качествам способные нести службу в полиции России или других внутренних органах и ВВ МВД. Прежде всего необходимо зарегистрироваться в анкете абитуриента на сайте институте. Как правило, такие онлайн-анкеты имеются сегодня у всех ныне функционирующих высших заведений РФ. При ответе на вопрос «Готовы ли вы после окончания института принять обязательство прибыть для прохождения дальнейшей службы по направлению МВД в любом регионе Российской Федерации» нужно ответить положительно. В процессе регистрации необходимо будет не только предоставить контактные данные, но и ответить на 60 обязательных вопросов.
После по электронной почте придет письмо о том, что абитуриент зарегистрирован, информация получена, обрабатывается и изучается сотрудниками института. Если онлайн-тест пройден успешно, то через некоторое время на адрес электронной почты будут направлены необходимые для формирования личного дела заявления и образцы документов, которые должен заполнить кандидат на обучение и его родители. После того, как в отделе кадров института соберут личное дело, по электронной почте придет направление на медицинскую комиссию по месту жительства. Все копии медицинских документов необходимо отсканировать и направить в институт, а оригиналы предоставить лично. После окончания обучения в высшем учебном заведении МВД выпускник направляется нести службу по назначению. Согласно закону, по контракту он обязан отслужить на конкретном месте не менее 5 лет. И только потом имеет возможность перевестись в другие подразделения.
Желающим попасть в спецподразделения ВВ необходимо соответствовать строгим критериям «отбора», которые практически идентичны требованиям для новобранцев, собирающимся служить в ВДВ, спецназе, морской пехоте и других элитных войсках. В учебно-подготовительном центре внутренних войск МВД солдаты-новобранцы закрепляют полученные в институте теоретические знания и оттачивают практические навыки, а также учатся управлять военными машинами. Кабинет центра подготовки оснащен по последнему слову техники. Прежде чем сесть за руль грузовика Урал или, например, бронетранспортера, будущий водитель должен наездить не меньше 12 часов на специальном динамическом тренажере. На компьютере для водителя можно задать время суток, погодные условия и тип местности: от простой ровной дороги до густо населенного города или горного серпантина. Во время вождения все действия солдата-новобранца (скорость передвижения, положение на дороге и показания датчиков) контролирует инструктор.
Законом о службе в органах МВД четко определено, что на службу во внутренних войсках могут поступить совершеннолетние граждане РФ, независимо от пола, расовой принадлежности, национального и социального происхождения. При этом все кандидаты на госслужбу в силовых структурах должны быть готовы по личным убеждениям и деловым качествам, а также по состоянию здоровья старательно, ответственно соблюдать и исполнять прямые обязанности и полномочия представителей правоохранительных структур. При этом существует целый ряд некоторых ограничений для поступления на госслужбу в органы МВД. Наличие судимости по уголовным преступлениям, вид на жительство и отсутствие российского гражданства, а также намеренное и неоднократное совершение административных правонарушений — это ключевые факторы, которые являются причиной для отказа рассмотрения заявления о поступлении на службу в ВВ МВД.