Современная Российская Федерация занимает первое место в мире по территории. Это подразумевает под собой большой спектр различных опасностей, угроз и рисков, с которыми население страны сталкивается практически ежедневно. Границы России омывают три океана и 12 морей. Береговая линия Российской Федерации является самой протяженной в мире — свыше 37 тысяч километров, из них 12000 км побережья подвержены угрозе цунами. На территории страны находятся более 200 вулканов, из них около 50-ти являются действующими и представляют прямую угрозу мирному населению. Также в Российской Федерации насчитывается около трех миллионов рек, при этом потенциальная площадь их разлива в период половодья приближается к отметке 400000 квадратных километров, что является большой угрозой для всех населенных пунктов, которые расположены в непосредственной близости с ними.
40% территории страны занимают леса, а около 1,5 миллиона квадратных километров суши покрыто торфяниками — все эти участки местности подвержены огромному риску возникновения природных пожаров. Вдобавок к этому, Россия расположена в четырех климатических поясах: арктическом, субарктическом, умеренном и субтропическом. Средняя температура воздуха в разных районах может колебаться от +40 до -40 градусов. Такая огромная страна просто не может полноценно существовать без мощного внутреннего ведомства, способного оперативно отреагировать на все опасности и угрозы природного и техногенного типа. И такой многофункциональной структурой является сегодня МЧС России.
В 2017 году молодому ведомству исполняется всего 27 лет. На протяжении этого времени экспериментальная структура из малочисленного российского корпуса спасателей — особой государственной организации, у которой не было в наличии даже собственного здания, превратилась в мощное федеральное управление, известное во всем мире. Сегодня в составе Министерства числятся специальные поисково-спасательные службы, воинские отряды и армейские формирования спецназначения, отдельные мобильные подразделения пожарной охраны, многоцелевая авиация, психологические службы по работе с пострадавшими, Госинспекция по маломерным судам, а также научно-исследовательские учреждения, ВУЗы, кадетские корпуса, юношеские школы спасателей и другие спецподразделения. 24 часа в сутки и 7 дней в неделю профессиональная и надежная команда МЧС России в любую минуту готова незамедлительно прийти на помощь простым беззащитным людям как на всей территории РФ, так и далеко за ее пределами.
Содержание Статьи
Цели и задачи русских спасателей
Современная система и штатно-организационная структура МЧС выступают сегодня в качестве основного контролирующего органа исполнительного госаппарата федерального значения. Главное руководство на должном уровне осуществляет разработку и реализацию внутренней политики правительства России, а также принимает активное участие в организации мероприятий по обеспечению ГО и оперативной ликвидации масштабных катаклизмов и аварий техногенного характера. Помимо этого, «на плечи» аварийно-спасательной службы возложены и другие не менее ответственные задачи.
Пожары и наводнения, землетрясения и цунами, техногенные катастрофы и бытовые происшествия — каждый день кто-то нуждается в экстренной помощи, а чья-то жизнь зависит от действий смелых и отважных спасателей. Одним словом, российские бойцы МЧС — это «универсальные» солдаты, которые спасают людей на земле и под землей, а также на внутренних водных объектах страны. За четверть века существования этого ведомства квалифицированным специалистам удалось ликвидировать сотни тысячи чрезвычайных ситуаций и спасти миллионы человеческих жизней. Одним из основных направлений деятельности Министерства является оказание гуманитарной поддержки иностранным государствам, которые находятся в сложном или бедственном положении.
Органы МЧС постоянно совершенствуются и модернизируются, уверенно шагают в ногу со временем — разрабатываются и внедряются новые методы управления, вводятся в эксплуатацию современные образцы спецтехники, механизмов, спецоборудования и универсального технического оснащения. В перечень ключевых задач входит также обеспечение на надлежащем уровне пунктов законодательного и нормативно-правового регулирования основных социальных и общественных процессов, напрямую и косвенно затрагивающих различные сферы деятельности современного человека.
Министерство ЧС России во многом приняло традиции военной службы. В состав этой структуры передали войска гражданской обороны, и вместе с ними перешли армейский устав, офицерский состав, работа в военное время и специальные военные задачи, а также планирование работы совместно с генеральным штабом. Поскольку МЧС относится к государственным военизированным структурам, то военнослужащие-спасатели при необходимости имеют полное право использовать стрелковое оружие и другие виды ручного вооружения. Но сама система МЧС несколько отличается от классической модели несения военной службы, поскольку она «по умолчанию» должна содержать в своем составе все жизненные зрения гражданского населения. Без этого попросту невозможно организовать эффективную и слаженную спасательную работу. МЧС — самая «молодая» структура в составе Вооруженных Сил, однако история этого ведомства заслуживает особого внимания.
Краткая история создания МЧС
Известно, что в первой половине XIX века император Всероссийский Николай I уделял большое внимание развитию пожарной охраны. До этого данная тема тоже была особенно актуальна. Но именно при его правлении разрозненные городские пожарные команды превратились в единую централизованную систему, что позволило более эффективно противостоять огненной стихии.
Профессиональная спасательная служба в составе Вооруженных сил России появилась только в конце 1990 года после принятия соответствующего указа. До этого момента полноценных подразделений подобного рода и Министерства по ЧС в стране фактически не было. Многие люди часто задаются вопросом: «Почему в Советском Союзе, который побил все рекорды по темпам военной промышленности, не существовало структурно организованной спасательной службы?» Дело в том, что до конца 20-го столетия в СССР не было для этого необходимых условий: технологий для проведения спасательных работ в гражданском секторе, а также специально обученных людей и солдат. Не было в стране и грамотной системы образования и подготовки кадров, а также официально принятых законодательно-правовых норм, регулирующих деятельность спасательного ведомства.
Именно по этой причине оперативность реагирования на техногенные чрезвычайные ситуации, которые происходили в то время, была крайне неудовлетворительной, поскольку элементарно не хватало специальных технологий и знаний, чтобы вовремя оказать помощь гражданским людям, оказавшимся в беде. А «механизм работы» самой системы гражданской обороны был недостаточно эффективным и продуманным.
Чернобыльская авария 1986 года и другие техногенные катастрофы стали поводом для создания профессиональной спасательной службы. Было очевидно, что брошенные на ликвидацию аварии силы из числа простых военнослужащих Советской армии, оказались неподготовленными и не были укомплектованы соответствующим инструментарием и оборудованием, защитными костюмами. Но самое главное — они не имели навыков проведения специальных операций в условиях повышенного радиационного фона, а также отсутствовали спецтехника и роботы, способные принять на себя основной удар и взять риск работы в эпицентре катастрофы.
Через несколько лет в Советском Союзе была сформирована специальная комиссия по чрезвычайным ситуациям, однако она так и не успела полностью сформироваться в связи с началом развала СССР. Параллельно с созданием советской комиссии по ЧС на территории РФ был учрежден отдельный корпус российских спасателей, на который были возложены первостепенные задачи по ликвидации разрушительных последствий техногенных и природных катастроф и организации экстренных спасательных операций среди мирного населения. Возглавил этот экспериментальный корпус Сергей Кужугетович Шойгу в апреле 1991 года.
«Подводные камни» на пути развития
С самого начала создание в России единой спасательной системы было сопряжено с различными трудностями. В 1991 году развалился Советский Союз и сформировалась «новая» Россия. В то время практически ничего не делалось созидательного. И именно в таких сложных условиях «новоиспеченному» корпусу русских спасателей предстояло в буквальном смысле слова «творить чудеса» своими руками. Сергею Шойгу и его заместителю Юрию Воробьеву предстояло в короткие сроки создать целую спасательную систему. Однако для этого недостаточно было просто привести людей. Их нужно было еще найти. А ведь профессии спасатель даже в тарифно-квалификационном справочнике тогда не было.
Помимо этого, катастрофически не хватало финансовой поддержки со стороны властей. Не было свободных помещений. Отсутствовали необходимые технологии, спасательные инструменты и приборы, которые были нужны для работы. Но самое главное — не было ни системы образования, ни самих учебных заведений, которые бы осуществляли подготовку профессиональных кадров. В то же время кризисная ситуация в стране, межнациональные конфликты и внезапные стихийные бедствия в срочном порядке требовали полностью укомплектованной и готовой для оперативного реагирования внутриведомственной системы. И только благодаря ежедневной кропотливой работе «над собой» и личным усилиям Сергея Шойгу, Юрия Воробьева, а также самих спасателей, которые совершенно не имели практического опыта в этой работе, за короткий срок удалось на достаточно качественном уровне решить эти насущные проблемы и создать благоприятную почву для дальнейшего развития этой структуры.
Ключевая философия ведомства
Немаловажную роль в росте популярности народной службы спасения России сыграла очень сильная поддержка общества, которая наблюдалась уже в первые годы работы нового ведомства. Спустя почти пять лет спасатели стали хорошо узнаваемы не только в России, но и в мире. Кроме простых людей, их поддерживали и средства массой информации. Все это вдохновляло русских спасателей на подвиги, и во многом именно благодаря такому особенному отношению к службе спасения МЧС, удалось создать такую уникальную и очень эффективную организованную систему в стране.
Такая бешеная популярность спасательной службы была вполне закономерна, ведь бойцы Министерства служили и служат сейчас каждому человеку в отдельности, независимо от национальности, вероисповедования и социального статуса. Служение народу России стало ключевой философией МЧС. Практически с первых дней создания руководство Министерства начало проводить активную работу в области гражданского просвещения и заниматься детским молодежным движением. Многих спасателей-инструкторов отправляли в детские лагеря, где они учили маленьких ребятишек ключевым основам выживания в экстренных ситуациях.
Накопив определенный опыт в спасательном «ремесле», МЧС обратилось к системе образования и добилось, чтобы дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» была включена в перечень основных предметов, которые преподают в средних школах и высших учебных заведениях. При этом законодательная и нормативно-правовая база, а также практическая деятельность аварийно-спасательных подразделений МЧС опирались на муниципалитеты — те первичные органы управления и власти на местах, от которых напрямую зависит безопасность каждого человека в российском обществе.
Силы и средства МЧС России
Действующие подразделения ведомства — это специальные оперативные мобильные системы реагирования, которым под силу не только ликвидация последствий аварий, ЧС и различных техногенных катастроф на производстве, но также точное и своевременное прогнозирование и предупреждение назревающей угрозы. Сегодня для спасения людей, попавших в опасность, и защиты наземных территорий страны широко применяются самые современные технологические разработки и новейшая спецтехника. Кроме того, все структурные подразделения МЧС взаимодействуют между собой, как части хорошо отлаженного механизма, что позволяет добиться высоких результатов в процессе проведения спасательных операций любого уровня сложности.
Федеральная противопожарная служба (ФПС)
Первым прототипом данного ведомства стала пожарная охрана, которая существует в России уже несколько веков. Сегодня ФПС представляет собой достаточно сложную и хорошо развитую внутриведомственную структуру федерального значения, в которую входит единая централизованная Государственная противопожарная служба (ГПС), а также отдельные структуры:
- муниципальные и внутриведомственные подразделения;
- частные и добровольные спецотряды и формирования.
ГПС России по праву считается самым многочисленным структурным подразделением, первостепенными задачами и главными функциями которого является, прежде всего, недопущение и локализация масштабных пожаров в гражданском и производственном секторах страны. Применение новейших научно-технических разработок для комплексной борьбы с очагами возгорания на качественном уровне повышает общую эффективность противопожарной защиты городской инфраструктуры, социальных объектов и промышленных предприятий. Помимо этого, в функции действующих подразделений ГПС входит непосредственное тушение бытовых и лесных пожаров. В этой же структуре проводится профессиональная подготовка сотрудников-спасателей и набор военнослужащих МЧС для выполнения противопожарных и спасательных операций.
Пожарная безопасность является одним из непременных условий, гарантирующих состояние защищенности как отдельной личности, так и общества с государством в целом. Сегодня в Министерстве активно ведется работа по переоснащению парка спецтехники и снаряжения усовершенствованными автомобилями, новыми видами оборудования и защитной экипировкой, с учетом реальных потребностей солдат спасательной службы. Современные отечественные разработки в области пожаротушения успешно внедряются по всей стране, а бесценный опыт российских «огнеборцев» перенимают коллеги из разных стран. Наравне с этим развивается декларирование пожарной безопасности и страхования, упрощается система лицензирования. Все это создает благоприятные условия для стабильного развития и продуктивной «жизнедеятельности» ГПС в составе МЧС.
Согласно статистике, ежегодно, благодаря высокому профессионализму специалистов противопожарной службы МЧС, отмечается устойчивая тенденция к снижению количества огненных стихийных бедствий в лесных массивах и пожаров в гражданском секторе. Мобильные подразделения ГПС (пожарные бригады) совершают более двух миллионов выездов и спасают порядка 100 тысяч человек каждый год.
Поисково-спасательная служба (ПСС)
Это достаточно мощная, хорошо укомплектованная и развитая структура, первоосновной задачей которой является планирование, мониторинг, организация, реализация и проведение поиска людей и выполнение других спасательных мероприятий в условиях внезапных природных катаклизмов и неконтролируемых человеком стихийных бедствий, а также крупномасштабных аварий техногенного характера. Действующие мобильные отряды и спецподразделения ПСС МЧС России практически всегда работают на пределах своих возможностей — в усиленном круглосуточном режиме. В подчинении данного структурного подразделения находятся аэромобильный отряд (ЦАО МЧС), региональные отделения с филиалами и другие аварийно-спасательные спецподразделения.
Универсальная профессиональная подготовка квалифицированных специалистов дает возможность оперативно и на высшем уровне проводить поисково-спасательные спецоперации не только на российской территории, но и за рубежом. Например, сотрудники отдельного отряда «Центроспас» МЧС принимали активное участие в крупных спасательно-гуманитарных спецоперациях, проводимых в странах Европы и Азии, а также на территории РФ.
Войска Гражданской обороны (ГО МЧС)
Сегодня структурные подразделения войск ГО, находящиеся на «балансе» Министерства, являются неотъемлемой составляющей единой общепринятой госсистемы предупреждения и ликвидации потенциально опасных и разрушительных последствий ЧС. Опытные специалисты решают широкий спектр важных задач в мирное и военное время.
Первостепенной функцией ГО МЧС является планирование действий, а также организация и проведение комплексных спасательных мероприятий в районе крупномасштабных техногенных аварий и катастроф природного характера, а также оперативное выполнение спецопераций по защите мирного гражданского населения от разного рода РХБ угроз, обеззараживанию гражданской техники, зданий и жилых территорий. С помощью робототехнических средств бойцы подразделений внутренней гражданской обороны проводят разные «профилактические» мероприятия по обнаружению и обезвреживанию взрывных устройств, а также обеспечивают безопасную транспортировку потенциально опасных радиоактивных элементов.
Госинспекция по маломерным судам (ГИМС)
Данное подразделение выделяется на фоне других формирований МЧС. В обязанности госинспекции входит осуществление технадзора за маломерными судами (катера, гидроциклы, моторные и надувные лодки и др.), а также их стоянками. Помимо этого, сотрудники подразделений ГИМС МЧС при необходимости обеспечивают безопасность мирных граждан на водных объектах, для чего сегодня задействовано в работе более 8000 квалифицированных специалистов чрезвычайного ведомства. В их распоряжении находятся более 3,5 тысяч различных плавсредств универсального назначения и современные инновационные технологии по защите животных и людей на воде.
Начиная с 2005 года, на базе постоянных частей быстрого реагирования были сформированы отдельные патрульные отряды с водолазами. В результате спасательных и профилактических мероприятий, удалось в несколько раз сократить количество людей, которые пострадали на природных водоемах, а также уменьшить число нарушений техники безопасности на воде и правил пользования маломерными плавсредствами.
Сигнал оповещения Гражданской обороны
«Хочешь мира — готовься к войне», и, хотя холодная война между советским союзом и Америкой закончилась, войска Гражданской обороны, которые входят сегодня в состав Министерства чрезвычайных ситуаций России, остались. Они сильно изменились внешне и внутренне, но система ядерной безопасности осталась практически без изменений. В случае угрозы глобальной катастрофы срабатывает специальная система оповещения мирных граждан. Это специальный сигнал «Внимание всем», который знаком каждому — характерный протяжный вой сирены невозможно спутать с другими «тревожными» сигналами ГО.
Если сработала система оповещения о глобальной катастрофе (например, в случае угрозы ядерной войны), жители населенных пунктов должны в срочном порядке включить государственный (местный телеканал), или настроить любую радиостанцию — в прямом эфире действующий президент страны или его уполномоченные представители объявят о чрезвычайном положении, расскажут о правилах безопасности, а также дадут подробные инструкции, что и в какой последовательности необходимо делать гражданскому населению. В мирное время тревожный сигнал сирены в Москве звучал только один раз — в ноябре 1982 года, когда хоронили Брежнева. Так в Советском союзе прощались с генсеком.
Первая спасательная операция МЧС
В качестве специального корпуса русских спасателей «новоиспеченное» Министерство чрезвычайных ситуаций России свою первую крупную аварийно-спасательную операцию провело по устранению техногенной катастрофы, которая произошла на территории Уфимского НПЗ «Башнефть», где на высоте 160 метров над уровнем земли надломился и завис в воздухе 700-тонный отрезок трубы. По мнению экспертов, его падение могло спровоцировать локальное землетрясение силой 9 баллов по шкале Рихтера. В результате падения обломка, на территории нефтеперерабатывающего перегонного завода могли возникнуть сильные пожары и взрывы, что привело бы к серьезным последствиям.
Специалисты МЧС детально изучили и рассчитали задачу, после чего пришли к одному единственному и оригинальному решению — здесь впервые в практике на гражданском объекте был применен направленный взрыв. В считанные секунды 700-тонный отрезок трубы из кирпича превратился в густое облако пыли. Угроза рукотворной тектонической катастрофы была успешно предотвращена. Эта спасательная операция по уровню риска и найденных оригинальных инженерных решений вошла в анналы мировой спасательной практики и заняла почетное место в книге рекордов Гиннеса. А российские спасатели получили огромный бесценный опыт и стали известны не только на всем постсоветском пространстве, но и в мире.
Центр управления кризисными ситуациями
Созданное в России в 1994 году Министерство по ЧС является сегодня одним из самых крупных и профессиональных ведомств в мире, включающее в себя практически все потенциально опасные сферы деятельности человека. В его стенах действует особая структура, удаленно координирующая работу всех отдельно взятых министерств и государственных внутренних ведомств, а также сводящая усилия муниципальных образований всех уровней и органов самостоятельного управления на местах в единую мощную систему. Называется данная внутриведомственная структура — Центр управления кризисными ситуациями.
Его первостепенная задача — проведение организационных мероприятий, направленных на более эффективное, тесное и слаженное взаимодействие между действующими министерствами и внутренними ведомствами на территории РФ, а также на выполнение особых мероприятий с целью обеспечения связи между отдельными подсистемами в рамках действия общепринятой российской системы предупреждения и ликвидации катастроф и ЧС. Помимо этого, сотрудники центра на самом высшем уровне решают вопросы, которые напрямую связаны с оповещением и информированием гражданского населения, и выполняют функции координации управления действующими органами, структурами и силами в границах сферы влияния РСЧС.
Прогноз, мониторинг и другие необходимые расчеты специалисты центра проводят, как правило, еще до возникновения катастроф и чрезвычайных ситуаций. Это позволяет более эффективно подготавливаться к любым непредвиденным форс-мажорам, которые возникают внутри «сердца» страны — в гражданском обществе. С учетом полученной информации строится процесс выполнения профилактических мероприятий и спасательных работ другими структурами МЧС. Основным вопросом на повестке дня остается организация и координация всех действующих исполнительных структур. В середине осени 2011 года был запущен на земную орбиту последний из необходимых для полноценной работы всероссийской системы глобального позиционирования новый спутник слежения ГЛОНАСС-М. И одним из крупнейших операторов данной системы стало именно МЧС. В случае возникновения экстренной кризисной ситуации диспетчерам и оперативным сотрудникам достаточно заложить параметры в вычислительном центре и ждать выдачи решения задачи. Данная система постоянно совершенствуется, что позволяет более эффективно проводить аварийно-спасательные спецоперации за сравнительно короткий промежуток времени.
Спасательная операция в Якутии (2001 г.)
Острая необходимость полномасштабного перехода к профессиональным и научным выверенным методам проведения аварийно-спасательных операций назревала с каждыми последующими техногенными катастрофами и разрушительными стихийными катаклизмами. Осознание подобного подхода пришло и утвердилась при новой природной катастрофе, которая произошла в 2001 году в небольшом населенном пункте административного значения — городе Ленск (Республика Саха, Якутия). Сравнительно за короткий промежуток времени уровень воды в реке Лена достиг более 20 метров. Начавшийся ледоход стал создавать заторы в русле реки. В результате невиданного ранее разлива сначала была затоплена наземная часть, а спустя некоторое время под водой оказалось 98% города. На реке Енисей во время паводка не раз отмечалось повышение уровня воды, но такого не было никогда.
В первую очередь российскими спасателями была проведена оперативная разведка территории с воздуха, которая показала неутешительную картину: город Ленск практически полностью оказался в «водном плену». Несмотря на предупреждение и предупредительные меры, большое количество людей осталось в своих домах и квартирах без электричества, питьевой воды и пищи. Всем им угрожала гибель. Бойцам МЧС пришлось на лодках (там, где это было невозможно — на вертолетах) перевезти в безопасные места около 23000 человек.
Но это был только первый этап грандиозной спасательной операции. Разлив реки Лена оказал разрушительное воздействие на жилой фонд, большая часть которого уже не подлежала восстановлению. Неконтролируемая природная стихия оставила без крова и крыши над головой десятки тысяч людей. Остановились немногочисленные заводы и производственные предприятия, в результате чего жители города остались без работы и средств к существованию. Такое положение дел угрожало перейти в острую фазу гуманитарной катастрофы. Чтобы этого не допустить, было решено в кратчайшие сроки создать новый жилой фонд и восстановить пригодные для жилья дома и квартиры. С этой целью было принято специальное решение правительства РФ, но как ни странно для быстрой и оперативной реализации данной программы «тормозом» послужило не нехватка личных резервов и ресурсов, а банальные бюрократические и чиновничьи заморочки.
Но все-таки под давлением общественности решение проблемы сдвинулось с мертвой точки. На строительство новых поселков, ремонт квартир, школ и детских садов было отпущено 3 месяца. В рекордно короткие сроки более 3000 семей получили новые «углы» в построенных домах, было отремонтировано порядка 4500 пострадавших от наводнения квартир и частных домов, а также восстановлены все медучреждения и средние школы. Спасательная операция под кодовым названием «Ленск» вошла в перечень подвигов МЧС. Она стала ярким примером многоуровневой комплексной спецоперации не только по «спасению утопающих», но и восстановлению жизненно важной инфраструктуры Ленска и современной городской среды.
После этого случая Министерство ЧС России выдвинуло конструктивное предложение по совершенствованию системы взаимодействия с министерствами и ведомствами, муниципальными властями и образованиями, что сегодня позволяет в считанные часы оперативно и согласованно реагировать на любые вызовы природы и чрезвычайные ситуации в масштабах всей страны.
Подвиг спасателей в Северной Осетии
Одной из самых крупных ЧС природного характера на территории Республики Северная Осетия, в которой принимали участие российские спасатели отдельного осетинского спецотряда, были поисково-спасательные работы, проведенные 20 сентября 2002 года при катастрофическом сходе карово-долинного ледника Колка, когда погибло более 100 человек. Поисково-спасательные работы проходили в две фазы. Сначала силами бойцов МЧС проводились активные поисково-спасательные работы, которые затянулись до двух недель. Затем велись «остаточные» поисковые работы, продлившиеся в общей сложности более 9 месяцев.
В течение нескольких часов после схода ледника горноспасатели прибыли на место ЧС и сразу начали отдельными группами проводить различные виды работ. Одни группы искали погибших и пострадавших, извлекали их из водно-селевых масс. Другие пытались эвакуировать пострадавших, которые были отрезаны от мира в боковых ущельях. Третьи группы проводили поисковые работы вдоль автомобильной трассы, с целью обнаружения мест, где автомобили могли попасть в ледово-селевой плен. Благодаря слаженным, грамотным и скоординированным действиям спасателей, были спасены и выведены в безопасное место сотни людей.
После того, как была обследована огромная площадь Геналдонского ущелья, стало ясно что единственным местом, где могли еще спастись люди, был тоннель на въезде в ущелье. Общей задачей спасателей и добровольцев, которые присоединились к спасательным отрядам, было добраться как можно быстрее до тоннеля, вскрыть его, провести разведку и, если там есть пострадавшие или нуждавшиеся в помощи, спасти этих людей и вывести в безопасное место. Ежедневно там работало порядка 50-100 человек, в зависимости от ситуации и погодных условий, но при этом спасательные работы не останавливались ни днем, ни ночью.
Применение роботехники в операциях МЧС
Чтобы понять всю сложность и ответственность миссии спасателей, вполне резонно будет сравнить их колоссальный титанический труд и крайне ответственную работу с миссией первооткрывателей. Войти в горящий дом, залезть под многотонные развалины и груды железобетонных обломков, погрузиться в затопленный корабль — такая работа не каждому придется по душе и по силам. Но для российских спасателей это стало не просто профессией, а призванием и одним из необходимых условий их повседневной жизни.
Сегодня по прежнему актуальной проблемой остается сведение к минимуму опасности для человека в условиях чрезвычайных ситуаций. И здесь специалисты МЧС видят решение этого вопроса в широком использовании робототехники. Специальный институт Министерства выполняет большой объем работ по созданию новых образцов роботов и технических средств, которые можно полноценно применять на практике, не подвергая неоправданному риску самих спасателей. Сегодня на «вооружение» бойцов ведомства поступают современные технические комплексы наземного и надводного типа различного функционального назначения, выполняющие ответственные задачи по обеспечению четкой координации и контроля проведения спасательной спецоперации.
Однако говорить о высокой эффективности использования военной робототехники при локализации и ликвидации ЧС пока еще рано. Научно-технические разработки института на сегодняшний день носят исключительно единичный характер. Но сам факт того, что сегодня начинает разворачиваться система тотальной роботизации потенциально опасных объектов говорит об огромных перспективах в будущем. На данный момент широко применяются специальные дистанционно управляемые машины разведки и пожаротушения. Их использование особенно актуально при наличии взрывоопасной ситуации, когда невозможно точно спрогнозировать развитие событий, а также при наличии химической, радиационной или биологической угрозы.
Российские спасатели постоянно находятся в экстремальных условиях, и поэтому они постоянно востребованы. Нужно отметить, что сотрудникам МЧС приходится работать в более стимулирующих условиях, чем военнослужащим армии, потому что передовые войска в мирное время находятся в состоянии ожидания. Тогда как спасателям нужно нести службу в усиленном режиме сутками напролет, и расслабляться им попросту некогда. Пока активно развивается роботехническая промышленность, солдатам МЧС приходится действовать собственными силами, используя более громоздкую технику. Гордостью ведомства являются мощные авиационные системы. Чего только стоит легендарный самолет-амфибия Бе-200 «Альтаир». Также при проведении спецопераций широко используются средние транспортные вертолеты КА-32. Сейчас ведется отработка тактики возможности тушения с помощью этих вертолетов пожаров на высотных зданиях.
Профессиональная подготовка спасателей
В структурных органах МЧС с самого начала их образования уделяется первостепенное внимание профессиональной подготовке кадров. В этом деле важно сочетать высокий профессионализм с личностными качествами. Но еще важнее иметь профессиональную «кузницу кадров» внутри самой системы ведомства. Сегодня целый ряд учебных заведений проводит подготовку квалифицированных специалистов — спасателей-универсалов по решению широкого спектра задач. Кроме комплексной физической и моральной подготовки, в работе спасателя огромное значение представляет правильный инженерный расчет, а также навыки и знания фундаментальных законов природы.
Создание, последующее становление и развитие, а также нынешнюю деятельность Министерства с полным основанием можно отнести к одним из крупнейших и значительных достижений современной России. Систематизация и формирование организованной спасательной структуры на государственном уровне отвечает не только интересам страны и ее граждан, но и способствует повышению международного авторитета России на международной арене. За последние годы ни одни природные и техногенные катастрофы в мире не обошлись без участия российских спасателей. Это дает людям веские основания быть уверенными в том, что и на другие беды и катастрофы служба спасения обязательно отреагирует своевременно, и не позволит «испариться» в человеке последней капле надежды.
Как работают подразделения МЧС за границей
МЧС РФ выполняет особую функцию, укрепляющую международный авторитет страны и помогающую поддерживать имидж России на должном уровне. За последние 20 с лишним лет действующие подразделения Министерства принимали непосредственное участие в сотнях успешных спасательных операций за рубежом.
МЧС России активно интегрируется сегодня в единую мировую систему противодействия различным катастрофам, глобальным угрозам и новым «вызовам» природы. В этом плане крайне важна работа не только на территории Российской Федерации, но и за границей. Поскольку Министерство является отдельным федеральным органом с функциями исполнительной власти, его руководство действует исключительно на основании решение правительства Российской Федерации. Например, при поступлении запросов от иностранных государств, которые пострадали в чрезвычайных ситуациях, правительство РФ принимает заявку на рассмотрение, после чего выдает соответствующее решение и дает поручение главному командованию МЧС России осуществить процесс оказания гуманитарной помощи.
В распоряжении ведомства находятся отдельные подразделения авиационной, пожарной и медицинской служб. В первую очередь во внимание принимается обращение именно пострадавшей стороны, поскольку органы управления иностранного государства самостоятельно определяют все насущные потребности, которые необходимы для более эффективной и оперативной ликвидации последствий ЧС. Только после детального изучения совокупности этих факторов принимается решение о том, какими силами и техсредствами будут ликвидироваться и локализоваться последствия катастрофы за рубежом.
Дальше начинается активная фаза оказания гуманитарной помощи, а также проведение поиска пропавших без вести людей, тушение пожаров и иная деятельность на территории иностранного государства, в том числе с применением спасательной военной авиации. Очень часто после проведения поисково-спасательных работ и оказания экстренной неотложной медицинской помощи пострадавшим, главы иностранного государства лично обращаются к Президенту России и руководителю МЧС с просьбой, чтобы аварийно-спасательные команды и отряды остались еще на некоторое время и продолжили свою работу.
За последние десять лет количество чрезвычайных ситуации за границей значительно возросло, поэтому за помощью к МЧС часто обращаются не только с просьбой о гуманитарной поддержке, но и за помощью в проведении поисково-спасательных работ, ликвидации лесных пожаров и даже с целью разминирования части территории страны после вооруженных конфликтов.
Основные задачи спецназа МЧС России
В условиях локальных военных противостояний главной жертвой любых вооруженных конфликтов является мирное население. Поэтому в задачи аварийно-спасательных подразделений входят также дополнительные задачи по решению целого ряда военных вопросов, которые возникают в мирное время. Сапер считается одной из самых опасных и востребованных на сегодняшний день воинских профессий, и МЧС в этом плане не является исключением. Разминирование территорий в жилом секторе входит в число специальных узкопрофильных задач, решение которых возложено на бойцов подразделений МЧС спецназначения. Спасатели-саперы выполняют большую часть работ по поиску и обезвреживанию мин и боеприпасов. Но иногда приходится прибегать к сторонней помощи.
На обширном минном поле весьма полезной может быть специально обученная собака, которая несет службу в спецназе МЧС. Чтобы подготовить четвероногого сапера, нужны немалые средства, время и первоклассные специалисты. Но все затраты и усилия себя оправдывают — собака прекрасно чует взрывчатку за несколько метров от себя. В случае обнаружении угрозы она делает несколько кругов около опасного места и садится рядом. Специалисту остается лишь аккуратно раскопать и обезвредить мину.
Извлекать мины и снаряды иногда приходится не только из-под земли, но из-под воды. И с этой работой бойцы спецподразделения справляются успешно. В подготовку спецназа МЧС, помимо проведения аварийно-спасательных мероприятий, входит также и работа со взрывоопасными предметами, находящимися в водных акваториях страны. Например, в декабре 2000 года в Калининградской области на дне Балтийского моря были случайно обнаружено два затонувших немецких судна со снарядами времен Второй мировой. Причем предполагалось, чтобы боеприпасы эти не простые, а с химической «начинкой». Нависла угроза взрыва и радиационного заражения окружающей среды. Но, к счастью, мины оказались обычными, и спасатели оперативно смогли их утилизировать.
Готовы спасатели-спецназовцы и к обезвреживанию разного рода самодельных взрывных устройств. Для этого у них есть все необходимые инструменты и оборудование. Если возникают непредвиденные случаи, когда вывести из строя взрывоопасный предмет нет никакой возможности, то опасное место попросту расстреливают из водяной пушки. На вооружении спецназа МЧС имеются весьма сложные в техническом отношении средства обезвреживания взрывчатых и других опасных предметов. Внешне они очень похожи на детские машинки с дистанционным управлением, но способны выполнить самые сложные задачи. Роботы «Кузнечики» могут не только обнаружить взрывчатку, но также засечь источники радиоактивного излучения на расстоянии до 200 м от оператора. Кроме этого, данный вид роботехники способен доставить специальный контейнер в безопасное место и «упаковать» опасную находку.
Роботы спасателей оборудованы телекамерами, поэтому оператор может максимально корректно и во всех деталях оценить ситуацию. Если же опасный предмет находится в труднодоступном месте (например, в разрушенном здании), куда «Кузнечики» не могут пробраться, в ход идет более мощный робот. Его задача — проломить стену и расчистить проход к нужному месту. Кроме отбойного молотка, у него имеются ножницы по железобетону, которыми он может шаг за шагом разбирать железобетонные конструкции и откусывать или разрезать арматуру толщиной до 80 мм. У робота предусмотрены также специальные насадки: грейферный ковш или гидроножницы, при помощи которых он может взять опасный элемент «в руки» и положить в контейнер. Бойцам спецназа МЧС вместе с собаками и роботехникой приходилось работать в бывшей Югославии, Чечне и Афганистане.
Как попасть служить в подразделения МЧС
Так ли просто стать спасателем или пожарным? Многие молодые люди уверены, что самый надежный и проверенный способ «просочиться» в структуру — это окончить высшее учебное заведение при Министерстве. Например, поступить на соответствующий факультет в ГПИ (государственный противопожарный институт), после чего смело пойти работать спасателем в подразделение МЧС. Но в действительности все не так просто, как кажется на первый взгляд. Одного только желания попасть в это ведомство явно недостаточно. Процесс трудоустройства в спасательную или пожарную службу занимает много личного времени и сил. И к этому нужно быть готовым.
Каждому спасателю МЧС на практике приходится сталкиваться с самыми опасными для жизни экстренными ситуациями, по этой причине состояние здоровья кандидата наравне с уровнем физподготовки обязано быть на самом высшем уровне. Проверки военно-медицинской комиссии для допуска кандидата к работе спасателем длятся достаточно долгое время. Их основная цель — убедиться, что у будущего сотрудника МЧС отсутствуют какие-либо противопоказания и скрытые патологии. Проверяют каждую запись врача в медкарточке, начиная с самого рождения.
После успешного прохождения всех проверок, будущий «новобранец» МЧС получает направление на учебу в высшем учебном заведении, где студентам преподают основные азы аварийной-спасательной работы как в теории, так и на практике. Впрочем, начать процесс обучения можно еще со школьной скамьи. Например, старшеклассники средней школы могут поступить в кадетский корпус Академии гражданской защиты МЧС России. Здесь все как в армии — подъем в 7 утра, построение на плацу, зарядка, а также жесткий порядок и дисциплина. Это первое, с чем сталкиваются «вчерашние» школьники, и это первое, что может их сломать… или закалить.
Педагогический состав объясняет кадетам все тонкости профессии спасателей, которые, что называется, проверены на практическом опыте. В этом ответственном деле важны любые мелочи: от униформы и скорости реакции до ловкости рук и ясности ума. Также старшеклассникам преподают основы скалолазания. И хотя альпинистская подготовка не входит в обязательную кадетскую программу (проведение горноспасательных операций — это удел более взрослых курсантов), такие тренировки помогают детям научиться правильно оценивать степень риска. Эти занятия отодвигают планку боязни высоты и развивают инстинкт самосохранения. После окончания учебы в кадетском корпусе пройти военно-медицинскую проверку гораздо легче, и поступление в высшее учебное заведение занимает намного меньше времени.